Алина Витухновская. Цивилизация хаоса. Философия, публицистика, проза и эссе

Есть два лагеря: один в исступлении пал на колени перед прогрессом науки и технологий, которые вновь прорастят из выплюнутой Адамом семечки сады Эдема, а все демоны силой их смирения и жертвенности окажутся низвергнуты в преисподнюю патриархально-мракобесного небытия. Другой лагерь со всей скрупулёзностью рассматривает эти революционные изменения под микроскопом и, обнаружив малейшую шероховатость, клеймит ненавистную новую эру как несостоятельную, мечтая вновь взять дубину и, выйдя из уютной пещеры, где сидит и готовит борщ из мамонтятины баба с отвратительно-необъятной грудью, пойти на священную войну с бездушно-технократической цивилизацией неандертальцев и их совершенными кремниевыми орудиями. Мы же не тратим силы наших умов на не имеющее ни малейшего смысла выставление моральных оценок новой действительности и всех идеализмов. Мы говорим: новая эпоха — новые правила, и будущее за тем, кто уяснит эти правила, чем раньше — тем лучше.

В «Цивилизации хаоса» Алина Витухновская с бесстрастностью хирурга отсекает нас от наивного соблазна искать ответы в опыте прошлого.

«История — это, собственно, не наука», — заключает автор. «История учит нас лишь тому, что она ничему нас не учит», — отвечу я. Чтобы постичь современность, надо исследовать современность, не прошлое, заглянуть в хаос, а не упиваться стройностью систематик кафедр истории, философии, антропологии и социологии. Что есть хаос по Витухновской? Ответ зависит от того, что ожидает услышать вопрошающий и к какой ипостаси автора он обращает свой вопрос.

В первой, философской, части книги предстала (передо мной, по крайней мере) Витухновская-политик, политик, который обладает способностью усилить поражающий эффект политического заявления мощью эстетики слова (не могу вспомнить хоть ещё одного сопоставимого во всём за редким исключением блёклом русскоязычном пространстве).

«Знает хороший ловец, где сети раскинуть на ланей, // Знает, в какой из ложбин шумный скрывается вепрь; // Знает кусты птицелов, и знает привычный удильщик // Омуты, где под водой стаями рыбы скользят». Вот и знаток умов человеческих Витухновская не уподобляется какому-нибудь Чорану, так и оставшимся автором, которого знают лишь по порой остроумным цитатам. Эффективный разговор с современным читателем возможен только в форме концентрированного текста, поэтому главы кратки, остры, внимание читателя удерживают мысли, какие человеку поверхностному могут показаться чистым эпатажем, но писательское мастерство и поэтический опыт автора позволяют в действительности создать необходимую смесь формы и содержания, эмоций и смыслов.

Алина Витухновская

Да, я сконцентрировался, казалось бы, на стилистике текста, но в моей аргументации этого одного уже достаточно для первого определения хаоса по Витухновской. «У Хаоса свои порядки. И они определённо бесчеловечны», — гласит «Цивилизация хаоса» в первой своей части. Один из смыслов «бесчеловечности» — это непостижимость вне выхода из «человечности». Хаос (полит.) — это все те скрытые механизмы общественной самоорганизации, искусством оседлания которых, часто наощупь, занимается политика (от экономики до психологии масс). Хаос — это то, что для зрителя канала Рен ТВ и пьяного ФСБшника представляется в виде масонов, мирового правительства, заговора западных политиков и корпораций, хитроумного манипулятора-кукловода. Политика — штука довольно бесхитростная, и апеллировать к людям в политике куда лучше в форме столь же простецких манифестаций. Потому пусть для политического объекта истинные причины останутся необъяснёнными, хаосом как отсутствием порядка, такова собственная воля объекта. Такие люди любят «не знать всей картины», ведь ответственность их незримый кошмар.

Постижимы ли механизмы хаоса во всей полноте для субъекта? Ответ на этот вопрос, как по мне, дают Витухновская-философ и вторая часть книги, «Публицистика», отнюдь не менее глубоко заходящая в поле философии и куда более полная. И ответ этот положительный. Как для мыслителя, чьи взгляды сопоставимы с оными Штирнера (о чём справедливо сказано в самой книге), для холодного ума Витухновской, можно сказать, человек является объединением объединений паттернов, встроенным в объединение объединений высшего порядка, коим является социум, и, с точки зрения теории коммуникации, проецирующим свои свойства на высший порядок и наоборот.

Для становления человека субъектом жизни эта проекция через усилие воли должна быть одновременно и действием активным (герой вне пафосной коннотации жертвенности), и пассивным (человек-мыслитель), только в сочетании своём действия эти делают субъекта субъектом, действующим рационально и эффективно, что является фундаментом важнейшего для философии Витухновской понятия «ресурс». Сама Алина Витухновская выражает это очень метко, но куда лаконичнее: «Прогресс в вашей жизни зависит от того, насколько умело вы управляете хаосом внутри и хаосом снаружи», — что глубоко переплетается с определением политической стороны хаоса, но не одно и то же.

В практической философии Витухновской второе определение хаоса можно сформулировать так: хаос есть абсолютная потенция как многообразный набор перманентно актуализируемых структур, требующих от субъекта постоянного напряжения усилий в осознании и использовании их по причине чрезвычайной изменчивости этих самых структур. Если вновь обернуть это к политике, книга разит как российскую провластную мысль, так и мейнстримно-оппозиционную с её неотрефлексированным лево-либерализмом (читай — неомарксизмом), бродящим по Европе призраком 68-го, сделав его своим карго-культом. И те и другие в интеллектуальной потенции своей предстают пред неуловимым и жестоким ликом Хаоса как «les deux testicules du poitrinaire».

Заканчивается книга художественной прозой: «Последняя Старуха-Процентщица Русской Литературы» и «Колобок — гностический герой».

Оба произведения после погружения в философию автора за внешним абсурдизмом происходящего бьют наповал бескомпромиссной логикой повествования в демонстрации российской действительности. Что касается настоящей части, не будучи сколь бы то ни было глубоким специалистом в художественной литературе, на этом замолкаю.

Не соглашусь я с автором в том тезисе, что Россия отстаёт от цивилизованного мира на 200 лет. Нет, современная Россия, от начала и до конца, — это уродливое порождение постмодерна, живущая традициями прошлого, выдуманного за последние 20 лет на коленке дешёвыми политтехнологами и псевдофилософами, «мединскими» всех мастей. По сравнению с квазиидеологией этой страны БЛМ и феминистки 3-й волны, безо всякой иронии, имеют под собой куда более глубокий исторический фундамент и с бо?льшим правом могут называться борцами за традиционные ценности.

В современном виде российская власть подобна недифференцированной (стволовой) клетке в биологическом организме, в своём логократическом (Алина вновь точна, определив это так) безумстве производя всё новые и новые смыслы, она разрастается раковой опухолью, новейшим типом постинформационного тоталитаризма. Развязанная ей самоубийственная авантюра в действительности остановила проникновение метастаз вовне, а всепроникающий хаос (как в простом, политическом, определении, так и комплексном, онтологическом), на миг зафиксированный в книге Алины Витухновской, неизбежно будет исцеляющей лучевой терапией. Вопрос в цене, которую заплатит организм в борьбе с болезнью, ведь Хаос бесчеловечен.

НА ГЛАВНУЮ БЛОГА ПЕРЕМЕН>>

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ: